headline photo

Windows 95 (OSR2)

6 дек. 2009 г.

Итак, свершилось — в августе 1995 г. Microsoft выпустила, пожалуй, свою самую популярную операционную систему — Windows 95. Выходу версии предшествовала грандиозная подготовка — около 950 "релизов", два этапа бета-тестирования, невероятная рекламная шумиха, многочисленные задержки. Различные компьютерные издания постоянно "подогревали" интерес потенциальных пользователей слухами о будущих нововведениях. Тут и абсолютно новый графический интерфейс, и различные возможности операционной системы, и значительно переработанный API. Неудивительно, что эти PR-акции принесли свои благоприятные плоды: люди стояли в очередях, чтобы приобрести долгожданную операционную систему. Успех был просто оглушительный (за первый год было продано более сорока миллионов лицензионных копий Windows 95).

Все слухи о возможностях операционной системы, муссировавшиеся в прессе, оказались не напрасными — новая операционная система Microsoft Windows не разочаровала своих многочисленных пользователей. Ядро системы было серьезно переработано (ОС стала 32-разрядной, хотя часть кода оставалась 16-разрядной). Вышедший практически одновременно с Windows, набор библиотек DirectX существенно расширил возможности операционной системы. Библиотеки служат для обеспечения прямого доступа к оборудованию с максимальным быстродействием и не входят в комплект поставки, а устанавливаются отдельно.

В первой версии DirectX были библиотеки DirectDraw (поддержка работы приложений с видеорежимом, отличным от используемого в текущий момент времени а операционной системе) и DirectSound (аппаратная обработка звука). В последующих версиях были добавлены библиотеки для реализации аппаратной поддержки трехмерной графики и создания объемного звука — DtrectSD и DirectSound3D соответственно, DirectPlay — поддержка многопользовательской игры (с использованием модема, локальной сети, Интернет) и др.
В Windows 95 впервые появился реестр, практически в том виде, который нам известен сейчас. Системный реестр — база данных для хранения сведений о конфигурации компьютера. Реестр содержит сведения, к которым Windows постоянно обращается во время работы, а именно:
  • профили всех пользователей;
  • данные об установленных программах и типах документов, создаваемых каждой программой;
  • значения свойств для папок и значков программ;
  • конфигурация оборудования, установленного в операционной системе;
  • данные об используемых портах.
Реестр имеет иерархическую древовидную структуру, состоящую из разделов, подразделов, кустов и записей реестра.
Физически вся информация реестра разбита на два файла — SYSTEM.DAT и USER.DAT, находящихся в каталоге, где установлена операционная система. В Windows 3.1 был только файл REG.DAT, содержащий информацию, кото¬рая сейчас расположена в разделе HKEY_CLASSES_ROOT, так что полноценным реестром называть его нельзя. Следуя замыслу программистов из Microsoft, он должен был полностью заменить ini-файлы, хранящие всю настроечную информацию операционной системы и программ. По заверениям разработчиков ini-файлы оставлены только для совместимости со старыми программами, ориентированными на более ранние версии операционной системы. В действительности это не совсем так, и часть настроек по-прежнему хранится в этих файлах. По рекомендациям Microsoft, сторонние создатели программного обеспечения должны хранить настроечную информацию также в реестре.  Появление технологии Plug and Play {дословный перевод — подключи и играй) вкупе с обширной базой драйверов оборудования еще больше упростил настройку операционной системы для работы с аппаратной частью компьютеров.
Можно еще долго перечислять различные нововведения как очень важные, так и менее значительные (тут и полный комплект сетевых протоколов, и новая концепция рабочего стола, Корзина, разрешение длинных имен файлов и т. п.). Одно можно сказать — ОС Windows 95 получилась очень удачной.
Однако, как нет в жизни совершенства, так и в создании программного обеспечения, особенно такого сложного, практически невозможно достичь идеала. Аналогично дело обстояло и с Windows 95 — при всех ее многочисленных достоинствах она не была избавлена и от недостатков. Операционная система оптимизировалась под работу на процессорах Intel. Из-за небольших отличий архитектуры процессоров AMD и Cyrix, ОС на компьютерах с ними работала нестабильно. Но даже и на процессорах Intel одно некорректно написанное приложение или библиотека могли вызвать сбой и "повесить" всю операционную систему. Проблемы стабильной работы вызвали многочисленные нарекания со стороны пользователей, и в конце 1996 г. корпорация Microsoft выпустила новую редакцию Windows 95 OSR2 (Operation System Release 2), исправляющую основные ошибки первой версии.
Не станем надолго останавливаться на всех отличиях, просто коротко перечислим основные:
  • в систему был интегрирован по умолчанию браузер Internet Explorer 3.0;
  • существенно обновлена и расширена база драйверов;
  • добавлена поддержка файловой системы FAT32 (до этого была только FAT 16).
На последнем пункте хотелось бы остановиться подробнее. FAT — File Allocation Table (таблица размещения файлов). В FAT32 максимальное количество кластеров может составлять 232. Таким образом, у диска объемом 2 Гбайт в FAT16 размер кластера будет составлять 2 147 4S3 648 / 65 536 - 32 768 байтов или 32 Кбайт. В FAT32 размер кластера будет минимальным, т. е. 512 байтов. В 1996 г. диски такого объема были уже не редкостью на домашних компьютерах пользователей. В чем прелесть маленького размера кластера? Дело в том, что физически один файл на диске не может занимать объем меньше одного кластера. При размере кластера 32 Кбайт, файл размером 10 байт будет занимать столько же места что и файл в 30 Кбайт. А теперь посчитаем, сколько при таких условиях будут занимать 1024 файла размером 10 байт в FAT32 и FAT16. В первом случае это будет 512 байта (размер кластера) х 1024 = 512 Кбайт, во втором — 32 Кбайт х 1024 = 32 Мбайт, т. е. в 64 раза больше! Учитывая постоянный рост объемов жестких дисков, преимущество новой файловой системы стало очевидным.

0 коммент.:

Отправить комментарий